Есть у меня запись Ивана Фёдоровича Валюха (касаемо Фамилии ВАЛЮХ), представляю на Ваш товарищеский суд....
Светлой памяти наших родителей
ПОСВЯЩАЕТСЯ Тайна происхождения фамилии ВАЛЮХ ...Еще с детства мы хотели знать больше о своей родословной, об источниках и истоках своей фамилии, которые вследствие определенных обстоятельств были затаенными. Прошли годы и спустя некоторое время соответствующие вопросы нам уже стали задавать наши дети. Мы строили версии и предположения, сопоставляли разные слова, названия стран, народностей, территорий, селений или местностей, пытаясь разгадать тайну происхождения нашей фамилии Валюх.
В книге «Корень и крона», З., 2000 г., запорожские краеведы В. И. Шевченко и А. Л. Сокульський рассказывают о французском ученом Ш. Н. Мартене, который, работая с книгами записей актов гражданского состояния, сделал интересные подсчеты - у каждого человека есть отец и мать, потом две бабушки и два дедушки, восемь прадедов и шестнадцать прапрадедов... Уже в десятом колене у каждого человека насчитывается 1024 предка. И это уже через каких-то 300 лет! А в двадцатом колене у каждого человека прямых предков уже 1 млн. 50 тыс. 176 человек. Ученый делает вывод, что мы все, жители планеты Земля, родственники, хотя и не близкие, но это уже может быть темой другого разговора.
Фамилия Валюх, как и фамилии, Валах, Волох и иные их производные широко распространены в Украине, а также в других славянских странах. Первичным словом или антропонимом для этих фамилий было слово «валах» или слово «волох» в значении жителя или выходца из исторических областей Румынии и Молдавии - княжеств Валахии и Волощины, а позднее - просто в значении выходца из территорий этих стран.
Согласно материалам Википедии (Открытой украинской энциклопедии) Волощина и Валахия - это исторические области на юге Румынии, а также давние названия княжеств Молдавии и Румынии. В античные времена эти земли заселяли даки/гети, а позднее там была римская провинция. Потом приходили завоеватели - готы, авары и болгары, а с VI ст. там начали селиться славяне. Княжества - Валахия и Волощина образовались после прекращения монгольского нашествия и потом находились некоторое время во владении Венгрии и Польши, а позднее подпали под непосредственную зависимость от Турции, в продолжительной борьбе с которой за независимость тех княжеств принимали участие также и украинские казаки.
Названия Валахия и Волощина в прошлом, как и названия жителей тех краев - валахи и волохи, были широко употребляемы в языковой практике украинцев, в их народнопоэтическом творчестве и в староукраинских памятках.
Так, переселенцев и выходцев из тех румынских и молдавских исторических областей - Валахии и Волощини, которые уходили от турецкого порабощения, в Украине называли валахами, влахами, валхами, влохами или волохами.
Княжество Валахия и княжество Волощина, которое также называли Молдавским или Волошским княжеством, после объединения образовали в1861 году страну с названием Румыния. Из-за того, что земли Валахии и Волощини в давние времена продолжительное время были во владении Римской империи, румынские граждане считают свой народ потомками этнических римлян.
Таким образом, предки современных молдаван и румын - волохи и валахи были потомками гето-даків и римлян, которые ассимилировались с местными славянскими племенами и в XII - XIV ст. расселились по карпатско-дунайских и карпатско-днестровських землях.
В наше время, возможно, по недоразумению, «валахов» и Валахию стали по ошибке отождествлять с «волохами» и Волощиною, и поэтому слово «волох» в значении жителя или выходца из тех исторических областей есть сейчас более употребляемым.
В «Словаре русских фамилий» на сайте dic.academic.ru в статье о фамилиях Влахов и Волох записано: «Влахом (валахом) или волохом в прошлом называли румына или молдаванина, и такие слова могли стать прозвищами. Но не обязательно, чтобы у владельца подобной фамилии был предок молдаванин или румын. Прозвище Влах (Валах) или Волох мог получить человек, который некоторое время пребывал в тех краях, или который чем-либо был похож на молдаванина. А его дети ставали Влаховы или Волоховы...».
О том, как люди в Украине в давние времена получали подобные имена и прозвища, также украинский писатель Т. Г. Шевченко засвидетельствовал в своей известной поэме «Гайдамаки», где один из его героев - кобзарь Волох рассказывает: « - Да я и не волох; так только был в Волощине, а люде и зовут Волохом, сам не знаю за что...».
Украинский исследователь истории М. В. Фененко в своей работе «Топонимика Украины в творчестве Т. Шевченко.», К., 1965. на ст. 58 отмечает, что фамилия Волох была распространена в Украине еще в XVII ст. и, что по одному из казацких реестров (см. «Реестры всего войска Запорожского, составленные 1649 года октября 16 дня, опубликованные по оригиналу О.М. Бодянським.» - М., 1875), среди других фамилий молдавского происхождения оно встречается 130 раз.
В Украине от слов или прозвищ «валах», «волох» или также «валх», «влах», «влох», образовывались фамилии Валах, Волох, Волошин, а также позднее Волошко, Валох, Волюх, Валюшенко, Валюшко, Валех, Валях, Валюх, Валюк, а на территориях Белоруссии - Валахович, Волохович, Валюхович и иные подобные фамилии.
Видоизменение в произношении и написании первичного антропонима «валах» и «волох» происходила на протяжении продолжительного времени согласно произношению и наличию своих специфических языковых норм, свойственных отдельным территориям. Так, например, в русском языке, где имеются присущие для фамилий окончания « - ов», от слова или прозвища, например, «волох» образовывалась фамилия Волохов или от слова «валах» - Валахов, Влахов, Валюхов, в белорусском языке при присоединении окончания « - ович» - фамилии становились Волохович, Валахович, а в украинском языке от слов и прозвищ «валх», «валах», «волох» при замене их окончаний на характерные мягкие ударяемые окончания « - юх», « - юк» фамилии уже принимали такие соответствующие разновидности произношения и написание, как Валюх или Валюк.
В «Этимологическом словаре русского языка Макса Фасмера» также на сайте dic.academic.ru приведены примеры написаний и значений соответствий слова «волох» в разных языках. Там «волох» - это чужестранец, а также это давнее название романских народов или их представителей.
Кстати, в польском языке и сейчас слово Włochy - это название страны Италии, а włoch - это житель этой страны или в переводе на русский язык - итальянец, поэтому версия об этническом происхождении древних жителей Валахии и Волощини (Молдавии) от римлян также заслуживает внимания.
Украинский поэт середины XIX столетие Лев Боровиковский приводит свою характеристику выходцам из Валахии или Волощини в своем стихе «Волох»:
“За морем степь, край моря степь,
В степях волох с шатрами ходит:
Кривая коса, зубчатый серп
Волоха в поле не выводит.
Волох не идет в полки служить;
Волох живет - как надлежит.
Широкая степь - его постель;
Кругом стена - и с небом горы;
Нежатый хлеб, небрана соль;
Полуголый сам, а дети - голые.
Зато ж татарин, немец, лях
Не грели рук в его шатрах.
Паны в хоромах просят сна;
Купец моря переплывает;
Моряк в воде ищет дна;
Мужик в судах порог сметает.
Волох бедняк в шатре сидит,
И смашно ест и крепко спит.
Зима – он у огня в шатрах;
Весна - лежит он под звездами;
А лето - ходит по степям
С ширококрылыми шатрами.
Без хлеба - сыт, без хаты - пан.
Густой туман - его жупан.
(1832)”
Наверное, первое и, по-видимому, единственное теперешнее описание валахов - волохов в украинской газете «Украина Молодая» (номер 227 за 07.12.2007) представляет ее корреспондент Александр Гаврош в своей статье «Волохи идут!». Он там приводит этнографическую характеристику этого национального меньшинства в Украине и рассказывает о проблемах ее существования в условиях настоящего коррумпированного или даже криминализированного бизнесового общества.
Александр Гаврош освещает различные проблемы и предостерегает:
«Волохи идут»!
Потворство власти делает этническую группу средой криминала. Живет на Закарпатье этническая группа, о которой предпочитают не упоминать. Свыше пяти тысяч людей, которые компактно проживают в одиннадцати селах Перечинского, Свалявского, Ужгородского и Мукачевского районов. Повсюду они составляют меньшинство и поэтому - малозаметные. Местные люди называют их волохами. Но если мы не замечаем эту микрогруппу, то она сама даст о себе знать в ближайшее время. Причем довольно неожиданно. Эпизод первый. Этнографический.
Как известно, «волохи» - одна из давних названий румын. Существовало даже
румынское государство Валахия. Тем не менее, ученые до сих пор ломают голову над тем, кто же такие волохи закарпатские. Было осуществлено даже
трехлетнюю научную экспедицию совместно с румынскими научными работниками. Ее вывод однозначный - это не румыны. Хотя волошский язык, в самом деле, напоминает диалект румынского языка. Но образ жизни этих людей коренным образом отличается от тех же закарпатских румын.
Живут волохи лагерем, обособленно от всех. Имеют своего авторитета - «бирова», который в большой мере определяет жизнь поселения. Социально выглядят значительно хуже за украинцев, между которыми живут. Их часто так и называют - «белые цыгане», так как имеют много общего с ромами. Разве что светлее кожей и говорят иначе.
Порошково - наибольшее село Перечинщины. Его отличает то, что волошский лагерь здесь расположен рядом с цыганским. Вместе их здесь 1400 человек, что составляет треть населения села. По сути Порошково стало своеобразным волошским центром Закарпатья, хотя и здесь они не такие заметные. Разве центром пронесутся запряженные кони, управляемые подростками на непонятном языке. Живет этот этнос в лачугах и хижинах на окраине, подальше от лишних глаз...
…В этой истории много парадоксов. Волохи считают себя лучше цыган. Цыгане, в свою очередь, пренебрегают волохами. Но живут в Порошку вместе, хотя и не часто между собой роднятся. И одни, и вторые имеют своих «баронов», которые являются депутатами сельского совета. Во время переписи волохи записываются... украинцами. Словом, странное этническое сообщество, которое говорит непостижимым диалектом румынского языка, владеет перечинским диалектом украинского языка и ведет образ жизни, близкий к цыганскому...»
Украинский историк Григорий Наш в своей работе «История украинского народа» рассказывает, что волохи и валахи в казацкие времена жили под влиянием болгарской культуры, близкой украинцам, имели общую с украинцами книжность, образование, веру и искусство.
В тех местностях и на близлежащих территориях бывших Валахии и Волощини всегда были, а также и сейчас есть много украинских поселений, особенно, в междуречье Прут - Днестр, которые образовались после походов украинских казацких войск в Валахию для борьбы с ее турецкими поработителями. В западные части Украины через географическую близость к Волыни, Подолии и Львовщине выходцы из Валахии приходили раньше торговыми путями, что становилось главным фактором появления в тех краях людей с фамилиями Валах, Волох, Влах, Валх или Влох. Позднее после появления на украинских территориях в разговорной практике предрасположенности к произношению буквы «л» со смягчением (особенно в заимствованных иноязычных словах) и после дальнейшей замены окончаний в тех фамилиях на сугубо украинские окончания « - юх» или « - юк» это также обусловило появление и таких фамилий, как Валюх, Волюх, Валюк или Волюк.
Так, в «Настольной книге для священно-церковнослужителей.» Булгаков С. В., К., 1913, с. 1409, говорится, что с 1563 по 1576 г. архиепископом Полоцким и Витебским был Варсонофий Валах.
В книге «Феодальные города Украины в конце XV- 60-х XVI ст.», П. М. Сас, К., 1989 г. говорится, что «мещанин из Владимира Ганибель Влох подписал договор с волынской шляхтичкой Гольшанской относительно представления ей в пользование лодки «под пепел» для отправки к Гданску. Эту лодку Ганибель Влох держал на причале в Устилузе».
В книге «Торговля в Украине в XV и XVI столетии», К., 1990г., где приведены в основном переводы с латинского и староукраинского языков тогдашних торговых судебных споров, встречается пример написания фамилии, которая уже в те времена могла произноситься как Влох, Волох, Влах, Валах, Валх или также Валюх. Там под номером 137 на ст. 185 есть запись: «1581 г., сентября 8. Луцк. - Жалоба луцких мещан на лендвийта Якуба Климашовського о незаконном взыскании пошлины из приезжих и местных купцов на Луцкой ярмарке, подтвержденная засвидетельствованным перечнем купцов, оштрафованных по приказу лендвийта», в которой отмечено, что на пошлину среди многих купцов также отдал «...Влхъ зє Лъвова от коморы шєсть грошеи...».
Представленная в этом судебном протоколе фамилия «Влхъ» была тогда записана согласно тогдашним архаическим нормам правописания староукраинского языка, которые за некоторым исключением действовали на протяжении столетий в Украине, и согласно которым в давние времена было распространено написание общеупотребительных, общеизвестных или видоизменяемых по произношению слов с пропуском записи в них гласных букв. Такое написание фамилий Волох, Валах, возможно, в те времена также являлось определенным фактором появления их видоизмененных по произношению производных, как фамилии Влох, Влах, Валх или Валюх, а подобное отображение указанных фамилий использовалось также, возможно, прежде всего, в официальных записях их носителями вплоть до внедрения последних изменений правописания в украинском и русском языках в начале XX ст.
Выходцы из Валахии и Волощини также принимали участие в национально-освободительных войнах на стороне украинских казацких войск в их борьбе против турецкого порабощения, против крымских татар, против польских магнатов, а также и против московских карательных орд. Так, в исторической книге Григория Кониского «История Русов» рассказывается, что во время вероломного захвата московскими войсками царя Петра I в 1708 г. украинской гетманской столицы г. Батурина, отряды волохов-валахов стали на его защиту и вместе с местными жителями и казаками-сердюками все там пали в неравном бою.
Из исторических источников известно о движении переселенцев в Украину из Валахии и Волощини, которые во время казацких военных походов в те края в XVI - XVII ст. прибывали на поселение в Левобережную Украину также и на земли Зеньковского и Гадяцкого полков, а потом ассимилировались с местным украинским населением так, что о валашском (из Валахии) или волошском (из Волощини) их происхождение свидетельствовали лишь фамилии. Так, например, уже в 30-х годах прошлого столетия, как записано со слов очевидцев в с. Власовка Зеньковского района Полтавской области, во времена коммунистического террора и искусственного голодомора там пострадало много украинцев, среди которых были также люди с фамилией Валах, о чем рассказывается в книге «Украинский холокост 1932 - 1933. Свидетельство тех, кто выжил», т. 3, К., 2006.
Также известно, что после так называемого Прутского неудачного похода русского войска Петра I в начале 20-х годов XVIII столетия в Украину на Слобожанщину, которая граничила в те времена с Полтавскими и Гадяцкими землями, были переселены союзники царя в этом походе молдаван-волохов (в русскоязычных исторических записях их тогда также называли валахами), которые были преимущественно военной знатью. Те волохи тогда были приведены царем в Украину в количестве 4000 человек и размещены по Слободским полкам, а также на других ближних украинских землях в качестве войсковой старшины, о чем рассказывает украинский историк Багалий Д. И. в своей работе «История Слободской Украины», Х., 1913 г.
Конечно же, спустя некоторое время представители той волошской войсковой старшины потом приобщались к владению новыми поселениями и становились также большими землевладельцами и на близлежащих территориях в Украине.
Места новых поселений в те давние времена часто получали названия от имен или национальностей тех людей, которые жили там, а также и от имен и национальностей тех людей, которые владели теми поселениями. Так, например, по данным энциклопедического издания «История городов и сел УССР. Полтавская область» возле с. Кирилл - Ганнивка Зеньковского района и в наши дни есть еще населенный пункт с соответствующим названием Волохове.
В давние времена, как в Украине, так и на всей территории русской империи до конца XVIII - и середины XIX столетия, а в некоторых местах даже к началу ХХ ст., фамилии были только у знатных людей и дворянства, а у простых людей фамилии не признавались и нигде не регистрировались. Поэтому тогда у большинства людей были только имена и отчества, собственные или так называемые мирские имена, а также популярные меткие прозвища, которые давались каждому человеку людьми согласно его характерным свойствам, национальности, особенностям поведения или родственным связям.
После введения метрических и других записей регистрации простые люди также стали получать фамилии, которые могли быть производными от названий национальности человека, места его рождения или проживания, от имени или национальности землевладельца, если человек был подневольным или закрепощенным, а также такие фамилии, которые были производными от собственного имени, имени отца или матери и особенно от прозвища человека или его характерных особенностей.
Что касается населенных пунктов с названиями от валахов и волохов - то есть документальные свидетельства, что такие названия поселений были также и в наших краях на нашей «малой родине» еще в начале прошлого столетия возле с. Подолки (с. Подилькы) Гадяцкого уезда Полтавской губернии (теперь это территория Липоводолинського района Сумской области в Украине), где как раз и были истоки происхождения нашей фамилии Валюх.
В городе Гадяч Полтавской области в Украине в Литературном музее семьи Драгомановых, который расположен на пл. Революции, 11, в экспозиции выставленная историческая административно-дорожная карта Гадяцкого уезда от 1902 года издания с масштабом три версты в одном дюйме. На той карте, где все надписи отпечатаны на тогдашнем официальном русском языке, хорошо видно обозначенное волостное село Подолки и все его близлежащие отдельные поселения-хутора, в составе которых, возможно, тогда было по несколько родовых хозяйств:
- х. Бурыка, х. Ковалевы, х. Коломийцевы, х. Шлехты и другие, из которых позже при советской власти было образовано село Коломийцева Долина;
- х. Бурыка (2-й), х. Кавелив, х. Киселево, х. Потапихи и другие, из которых позже при советской власти было образовано село Потопиха;
- х. Волохов, х. Ивашины, х. Подольские, х. Квачи, х. Кулинича и другие, из которых позже при советской власти было образовано село Великая Лука;
- х. Валахи, х. Дядюны, х. Богатиренка, х. Деменка, х. Удовиченка и другие, из которых позже при советской власти было образовано село Вильшана (Вес. Долина).
После установления советской власти, как и все хутора, те села были подчиненны Подолковскому сельскому совету. Конечно же, тогда также была проведена реорганизация и упорядочение записей гражданского состояния, а потом и перепись населения с внесением изменений в написание некоторых фамилий согласно новым нормам правописания, которые вступили в силу после проведения тогдашних языковых реформ, а также согласно местным разговорным нормам. В соответствие с этим жители хуторов имели фамилии, которые в целом совпадали с названиями их поселений такие, как Ивашины, Бурыки, Богатиренки, Деменки, Коломийцы, Кулиничи, Удовиченки, Дядюны, Квачи и прочие.
В отличие от упомянутого выше в книге «Украинский холокост 1932 - 1933. Свидетельство тех, кто выжил» с. Власовка Зеньковского района Полтавской области, где было засвидетельствовано в 30-е годы прошлого столетия наличие жителей с фамилией Валах, которая является аналогом первичного слова или антропонима «валах», за три версты от с. Подолки Гадяцкого уезда Полтавской губернии жители х. Волохов и х. Валахи еще в позапрошлом столетии имели фамилию Валюх, которая возникла в качестве производной от слов волохи - валахи (поселенцы х. Волохов и х. Валахи) в результате последующей замены в разговорной практике твердых окончаний « - ох», « - ах» в этих словах (которые сначала во времена крепостничества в позапрошлом столетии в произношении имели ударение на последнем слоге и своим значением также указывали на принадлежность к таким поселениям) на свойственное украинским фамилиям и более легкое в произношении смягчительное ударное окончание « - юх».
Потом на дорожных картах были лишь новообразованные села, а названия хуторов уже не обозначались. О них упоминали при необходимости в разговоре лишь, как о частях того или иного села, а х. Волохов и х. Валахи стали просто называть Валюхи.
В нынешнее время на месте бывшего х. Волохова, где были также когда-то избы дедов и прадедов нашего рода, есть часть села Великая Лука под названием х. Валюхи или просто Валюхи потому, что там всегда были, а также и сейчас живут люди с одинаковой фамилией Валюх. А рядом находится небольшое озеро, которое называют Валюхове или также Валюхивське озеро. Именно эти поселения около с. Подолки, как также и другие такие поселения на землях бывшего Гадяцкого уезда с подобными названиями и с такими же фамилиями жителей с давних пор и были источниками распространения фамилии Валюх в близлежащие села, районы, города, области, а дальше по всей Украине и за ее пределы.
Так, например, на территории бывшего Гадяцкого уезда возле с. Капустинцы, которое находится в 10 км на север от с. Подолки и которое позже входило в новообразованный в 1939 г. Синевский район Сумской области, также было поселение Валюхи, о чем свидетельствует запись на сайте ОБД Мемориал. Там приведена информация, что в 1941 г. Синевским РВК Сумской области был призван на военную службу красноармеец Валюх Михаил Васильевич, местом рождения которого в 1902 г. были Сумская область, Синевский район, Капустенский с/с, х. Валюхи. К тому же на упомянутой выше административно-дорожной карте Гадяцкого уезда видно, что где-то там, на незначительном удалении от волосного с. Капустинцы еще в начале прошлого столетия было расположено поселение с названием Волошинове.
В давние времена основные записи регистраций гражданского состояния людей выполнялись при церквях и вносились в так называемые «Исповедные ведомости», а позже также и в так называемые «Метрические книги». В позапрошлом столетии в с. Подолки Гадяцкого уезда Полтавской губернии такие записи производились при местной Рождество-Богородицкой церкви Полтавской епархии, а в с. Капустинцы Гадяцкого уезда Полтавской губернии – при местной Вознесенской церкви Полтавской епархии.
В Украине на хранении в фондах Государственного архива Сумской области по указанным селам в наличии есть церковные «Исповедные ведомости» за 1854 – 1859 гг. (с. Подолки), за 1789 – 1859 гг. (с. Капустинцы), а также церковные «Метрические книги» этих сел с некоторым исключением за 1889 – 1919 гг.
В соответствии с данными тех церковных исторических ведомостей в с. Подолки и в с. Капустинцы регистрационные записи людей с фамилией Валюх в большом количестве начинают появляться со средины XIX ст., а в документах предыдущих десятилетий присутствуют лишь записи людей в основном со сходными родственными фамилиями такими, как Волошин, Волошенко, Валех, Вальах и прочие, которые позже после появления записей людей с фамилией Валюх в метрических книгах уже не встречаются.
Таким образом, конечно же, наши родители с дедов-прадедов были украинцами, а фамилию Валюх или, возможно, сначала прозвище «волох» или «валах» они получали в разговорной практике согласно названиям их поселений или согласно предыдущей их принадлежности к владельцам тех поселений, по-видимому, до или после отмены крепостного права в Украине во второй половине XIX столетия. Такой вывод можно сделать также из того, что именно там, на хуторе Валюхи (раньше х. Волохов) и в с. Вильшана, где был еще в начале ХХ ст. х. Валахи, жили на поселении много семей с одинаковой фамилией Валюх, но они, а также их отцы, деды и прадеды не были родственниками. С другой стороны, если принимать во внимание приведенные в начале выводы французского ученого Ш. Н. Мартена, за несколько столетий пребывания этих поселений там у каждого человека должны были бы быть уже сотни прямых предков и очень большое количество близких и дальних родственников.
Такая же фамилия Валюх было и у бывших жителей х. Валюхи и его окраин - нашего отца Валюх Федора Ивановича и у нашей матери Валюх Ольги Даниловны, а также и у наших дедов и прадедов, как по отцовской, так и по материнской линии, которые были не из одного рода, и все они в те времена не были даже дальними родственниками...
Записал Валюх И. Ф.
г. Запорожье - с. Подолки, июль 2008 г.